В России создан первый гибридный комплекс для авиастроения с 3D-печатью

В России создан первый гибридный комплекс для авиастроения с 3D-печатью

Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) Госкорпорации Ростех разработала первый в России пяти координатный гибридный комплекс для производства опытных деталей газотурбинных двигателей. Обрабатывающий центр с ЧПУ совмещает в себе 3D-печать, мех. обработку и лазерную сварку. Станок уже выпускает сложнопрофильные крупногабаритные детали для нужд ОДК.

Разработка не имеет аналогов по своим техническим характеристикам и технологическим возможностям. Комплекс предназначен для высокоскоростного изготовления сложнопрофильных объемных деталей газотурбинных двигателей методом прямого лазерного выращивания и механической обработки. В отличие от зарубежных аналогов он позволяет выпускать и с особой точностью обрабатывать крупногабаритные детали газотурбинных двигателей с размерами до 1100×600×600 мм и массой до 450 кг.

Для каждой детали разрабатывается индивидуальная числовая программа, которая создается на основе конструкторской 3D-модели. Сперва заготовка выращивается из специальных жаропрочных металлических порошков. Затем комплекс автоматически выполняет токарную и фрезерную обработку, что позволяет на выходе получать полностью готовую деталь.

Цифровой комплекс совмещает функции 3D-принтера и нескольких обрабатывающих станков, что позволяет гораздо уменьшить время разработки и выхода на рынок новых авиационных двигателей. Станок за несколько часов создает на базе трехмерной цифровой модели деталь, на изготовление которой привычным способом требуется несколько месяцев. Данная технология также открывает широкие перспективы для кооперации между предприятиями авиационного кластера Ростеха. На новейшем оборудовании будут производиться опытные детали и выполняться работы по заказу других конструкторских бюро.

Благодаря значительной мощности волоконного лазера — 3 кВт — комплекс имеет возможность производить сварку толщиной до 6 мм. Гибридный комплекс возможно использовать также для восстановления поврежденных деталей.

Подобные гибридные комплексы разрабатываются только в нескольких странах мира: Германии, Японии, Корее и Китае. Но по размерам они уступают при производстве крупногабаритных деталей авиадвигателей.

Проект реализован в филиале АО «ОДК» «НИИД» (г. Москва) по заказу АО «ОДК» в сотрудничестве с Санкт-Петербургским политехническим университетом и ООО СКБ «Станкостроение» (г. Стерлитамак).